Статьи

Home News

Этот странный, странный 2010-й: Олег Кесслер, 16.01.2011

16.10.2018

Часть 1

Первые грибы  2010 года я собрал, когда до официального открытия сезона было  далеко: более 3 месяцев. Начавшаяся было в декабре зима сменилась оттепелью к Новому году. И вот поход по грибы в начале новогодних каникул приносит неожиданный результат: более 4 кило грибов, преимущественно синеножки (Lepista saeva)! Они прекрасно росли после сошедшего снега.

Потом зима то приходила, то уходила, во второй половине февраля повеяло весной, т-ра поднималась  до +13! 21 февраля был побит абсолютный максимум дня за всю историю наблюдений. Росли зимние опята, всякие аурикулярии, попадались вёшенки. Но весна поманила и ушла. Март начался с сырой, ветреной и прохладной погоды с осадками. Погода чудила: то заметёт, то морозы ударят, а то дожди зарядят... Но тепла не было. Оно вернулось в третьей декаде месяца. Снег сошёл за несколько дней и больше не ложился. С тех пор стабильных морозов не было, лишь в отдельные дни  - лёгкие заморозки по утрам. В конце марта сунулся в Кумжу - рано: ни грибов, ни травы (снег только растаял). Но мухи уже летали вовсю.

Тепло нарастало медленно. Преобладали унылые пасмурные дни. Флора и фауна нехотя проявляли признаки весеннего пробуждения. 11 апреля мы с дочкой прогулялись  в Кумжу. Стоял такой же пасмурный день с накрапывающим дождиком. Нашли только одну  псатиреллу серо-бурую Psathyrella spadiceo-gricea (белая форма, vernalis, типичная для весны).

Слабая надежда на сморчки провалилась. Да, они знают своё время и раньше положенного срока не покажутся. А я заприметил, что первые сморчки - конические - появляются с началом зацветания черёмухи. Или смородины золотистой. Она зацветает чуть раньше черёмухи, и в этот раз совпало точно. Только я увидел в палисадниках первые кустарники, покрытые распускающимися жёлтыми цветками, как в тот же день получил известие от Лесника (Дмитрия): пошёл в Кумже сморчок конический! Но я забежал чуть вперёд. Это было в третьей декаде апреля.

А 17-го апреля мы открыли грибной сезон. Репетиция закрытия прошедшего сезона осенью оказалась удачной и заразительной. На моё предложение "повторить" и вместе открыть новый сезон откликнулись уже не два, а три человека: к нам присоединился LESNIK. Местом открытия была выбрана Кумженская роща, которую я знаю хорошо, а потому маршрут разработал заранее.

С погодой на этот раз повезло: с утра хмурилось, но к 10.00 выглянуло солнце и светило весь день. И хотя сморчок конический ещё не появился (он начнёт расти через несколько дней), зато с другими весенними видами мы имели удовольствие встретиться.

Уже вовсю плодоносили синеножки. На пригорке дружно высыпали некие энтоломы, которые оказались энтоломой садовой Entoloma clypeatum. Мы принялись их собирать. Их было много! Грибы росли поодиночке и пучками. Никто из нас так рано съедобные энтоломы не собирал. Поэтому все энтоломы были отданы мне на уточнение видовой принадлежности и возможное съедение. Долго они лежали у меня в морозилке, пока я собирал информацию. Убедившись, что  другой подходящей кандидатуры для них, кроме энтоломы садовой, не находится, я эти грибы съел. Позже, в "своё" время мне встречались эти энтоломы в Кумже под жердёлами, но более светлые и не такие грязные.

Появились мелкие многочисленные примордии рядовки майской Calocybe gambosa, а также отдельные пестрецы Polyporus squamosus. Замельтешили разнообразные навозники. А Shl обнаружил мелкий сморчкообразный грибок, который, как выяснилось, оказался молодым сморчком полусвободным Morchella semilibera. Это новый для меня вид. Позже этих сморчков в Кумже я обнаружил множество, но почему я не встречал их раньше? Объяснением может служить лишь то, что время плодоношения этих грибов очень коротко,  а сами грибы мелкие и хорошо маскируются.

В общем, открытием все остались довольны: и грибов собрали, и с новыми видами познакомились, и хорошо посидели у костра напоследок.

Спустя неделю мы вместе с Дмитрием-Лесником предприняли очередную вылазку в Кумжу. Там уже росли три вида сморчков: конический Morchella conica, обыкновенный Morchella esculenta  и знакомый по прошлому разу полусвободный. Синеножек сильно поубавилось, зато разрослись рядовки майские. Они попадались нечасто, но большими колониями.

Если подвести предварительный итог по весенним грибам в Кумже, то конический сморчок вышел местами хорошо, но локально, и плодоносил может быть дней 10 всего (а при хорошем раскладе его плодоношение длится до трёх недель).

Очень локально и мало было сморчка обыкновенного, и он так же быстро отошёл.

Недолго длился и период плодоношения рядовки майской.

А всё потому, что к маю всё высохло. Холодный влажный март, пасмурная и дождливая первая половина апреля, казалось бы, надолго обеспечили почве влагу. Но стоило прекратиться дождям и посветить солнцу, как через две недели от былой влаги не осталось и следа. На майские праздники я ходил по Кумже, шурша сухим листом и хрустя пересохшим валежником. От сморчка конического остались одни воспоминания. Плодоносящие грибницы рядовки майской опустели. Странным образом в такую сушь вырос-таки в своё время и на своих местах сморчок обыкновенный, но, повторюсь, выросло его мало и находился он не везде, где растёт обыкновенно. Также в своё время вышел и пестрец. Май - пик его плодоношения. Я нашёл несколько хороших плантаций.

Но и его слой был по сравнению с другими годами вяловат. Отсутствие дождей сказалось и на этом, непритязательном к влажности чешуйчатом трутовике.

А дожди возобновились во второй декаде мая. Это были и тихие дождики, и сильнейшие ливни. Грибы тут же откликнулись на призыв. На городских газонах массово полезли навозники, псатиреллы и энтоломы. В Кумже вновь появились рядовки майские, но накоротке и уже не, что прежде... Вышли первые шампиньоны-разведчики. Воспрянули разные аурикулярии. Дружно выросли луговые опята Marasmius oreades, и даже было много переросших. Когда успели?

Итак, во второй декаде мая пошли дожди, и погоду опять кинуло в крайность. Похолодало, т-ра зачастую и до +20 не доходила, солнце не показывалось сутками, и так же сутками шли дожди. Травы вымахали до пояса и выше, сочные и ароматные, грибов было полно и разных. Но вот она, оборотная сторона чрезмерного увлажнения: 90% грибов были некондиционны: червивы, дряблы или заплесневелы.

Местами вся земля была усеяна рядовкой резной (желтеющей) Tricholoma scalpturatum. Сотни грибов росли полосами, россыпями, кучками и сростками! Но из них один из 20, наверное, был не червив.

Шампиньоны полевые. Agaricus arvensis. Из разведчиков, которые вышли в прошлый раз, они превратились в полноправных обитателей Кумжи, полян и открытых пространств. Их крупные и не очень шляпки виднелись издалека. Да толку-то. Изъеденные червями, грибы доживали свой век. Шляпки некоторых обессиленно лежали на земле, как мокрая белая бумага. Они шевелились от обилия жирных прожорливых личинок... Только совсем молодые шампиньоны с закрытыми шляпками имели шанс быть чистыми. И то не всякие.

Psathyrella сandolleana, луговые опята, несколько видов навозников и не знакомая мне научная мелочь заполонили все мало-мальски пригодные для роста места. Не заставили себя ждать и яйца весёлки, которыми я с удовольствием перекусываю.

Появились ядовитые волоконницы, по-видимому, Inocybe fastigiata. 

И вот они - первые моховики  Xerocomus armeniacus! Первые из летнего, "колосовикового" слоя грибов.

С самыми радужными надеждами я вошёл в лето. Хотя дожди к июню опять  прекратились, но я надеялся, что это временно, а влаги в земле ещё хватало. Весенние виды почти все исчезли, зато количество моховиков выросло в несколько раз! Местами они росли так густо, что я боялся ненароком раздавить очередной грибочек, спрятавшийся за веточкой или под листьями.

Но с тяжёлым сердцем я взирал на это изобилие. Потому что это были целые колонии совсем бесполезных грибов! Одни "зацвели", покрывшись белой и лимонно-жёлтой плесенью. Некоторые казались сверху хорошими, но снизу... Эти грибы, едва тронутые плесенью, становились крепкими, твёрдыми и резались с характерным хрустом. Кажется, в народе такие грибы называют "глухими". Срезаешь такой вроде бы хороший гриб и понимаешь, что  он уже заболел. Переворачиваешь и видишь: трубочки "поседели".

Другие семейства, не тронутые плесенью, состояли сплошь из старых и переросших грибов, которые расползались в ладонях. И вот, казалось бы, находишь моховики и не старые, и не больные. Режешь один, два, пять, десять, двадцать... И всё мимо, мимо, мимо... корзины. Червивые!

"Обидно, да?"

Радовала разве что "наука". Например, вот эта маленькая симпатичная вольвариелла мышино-серая, или Volvariella murinella.

Весь июнь дождей  так и не было. Температура росла, и +35 уже было обычным делом. Исключение - 29 число, когда прошёл сильнейший локальный ливень. Город  превратился в бурлящую реку, а в Кумже, как выяснилось позже, не выпало ни капли. Но этот ливень не принёс облегчения. Он только напомнил, что дожди как явление ещё существуют. В начале июля прошли три небольших дождя, и они вселили робкую надежду, что дело сдвинется с мёртвой точки. Но сунувшись в Кумжу пару раз в первой половине месяца, я убедился, что дело по-прежнему дрянь. Везде было сухо-пресухо. Даже в самых низких местах, где долго сохраняется влага, только потрескавшаяся земля. И никаких грибов. Лишь пнёвые плютеевые макромицеты проявляли слабую активность. Один из них оказался новым для меня видом: это был так называемый  плютей отъезжающий Pluteus petasatus.

А во второй декаде июля дожди совсем нас покинули. Жара усиливалась и шла к новым рекордам. Однако жаркие сухие периоды на Нижнем Дону случаются ежегодно (точнее, ежелетне), по крайней мере в течение последних 11 лет. От трёх недель до полутора месяцев засухи каждое лето - дело привычное. И всё теплилась надежда, что вот-вот погода сделает очередное сальто-мортале, вновь похолодает и пойдут дожди. Но то, что произошло на самом деле, не смогли предсказать даже самые безумные прогнозы.

Олег Кесслер, 16.01.2011

Новости

rss